Развиваем речь

Тема недели: Весна


Материал взят из интернет-источников, находящихся в открытом доступе

Тема недели: Животные холодных стран


Дидактическая игра «Один-много» 
Один тюлень (много тюленей)
Один морж (много моржей)
Один песец (много песцов)
Один медведь (много медведей)
Один северный олень (много северных оленей).

 Дидактическая игра «Назови семью»
Тюлень – тюлениха – тюленята
Морж – моржиха – можонок
Медведь – медведица – медвежонок
Волк – волчица – волчонок

Игра с мячом (педагог бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает):
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда,
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»


ласты моржа (чьи) – … моржовые ласты
шея белого медведя (чья) – …
хвосты тюленей (чьи) – …
голова песца (чья) – …
рога оленя (чьи) – …
глаза тюленя (чьи) – …

нос собаки (чей) – …





Тема недели: Деревья. Кустарники


3 листа
Назвать листья и сказать, как они лежат. Например: «Дубовый лист – между кленовым и берёзовым». Или: «Кленовый лист – справа от рябинового и слева от дубового» и т.д. А как расположены листья на наших картинках?


Исправь предложения.

На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, на улице сухо.

Продолжи предложение
Осенью сбрасывают листья дубы…(клёны, тополя, ивы…).
Всю зиму остаются зелёными сосны…(пихты, ели, кедры…).

Назови листья

У клёна - …, у берёзы - …, у ивы - …, у тополя - …, у рябины - …, у дуба - …

Какие бывают леса?
Если в роще растут берёзы, то как называется эта роща? – берёзовая
Если в роще растут дубы, то как называется эта роща? – дубовая (дубрава)
Если в роще растут осины, то как называется эта роща? – осиновая
Если в роще растут ивы, то как называется эта роща? – ивовая
Если в роще растут клёны, то как называется эта роща? – кленовая

Если в лесу растут дубы и осины, то какой это лес? – Лиственный лес.
Если в лесу растут сосны и ёлки, то какой это лес? – Хвойный лес.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то какой это лес? – Смешанный лес.

Какой?
Подбор прилагательных к слову лес

Большой, зелёный, красивый, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, берёзовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, тёмный, зимний, осенний, весенний, летний).

Найди слово
Образование родственных слов от слова лес

Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесовал, лесозаготовки

Один – много



Дерево – деревья
Куст – кусты
Ствол – стволы
Лист – листы
Ветка – ветки
Сок – сучья
Травинка – травинки
Крона – кроны



Незнайка в лесу
Однажды Незнайка пошёл в лес, идёт он по лесу и рассказывает:
«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землёй. Гусеница ползёт над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом.»


Исправь ошибка Незнайки

Речевые упражнения подобраны из материалов образовательных сайтов


Тема: Неделя театра

Игра « Подбери рифму»
Цель: развивать чувство рифмы.
Волшебник задает рифмы по очереди :
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...
Картошка — матрешка, морошка, кошка...
Печь — меч, течь, лечь...
Лягушка — квакушка, подружка, кружка...
Зайчик — пальчик, мальчик...
Мышь — тишь, камыш, шуршишь...
Кошка — мошка, блошка, плошка...
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...
Снежинка — пушинка, пружинка...

«Весенние голоса»
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).
До краёв наполнил большую глубокую лужу
(«бульканье» низкими звуками).
Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).
И дальше побежал («бульканье»)
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)
И букашки (з-з-з)
Расправили крылышки (кш-кш- с повышением)
И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).
Вот и пришла весна!»

«Эхо»
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход: «Мы бродили тёмным бором,
Мы спросили дружно хором:
- Дома ль бабушка Яга?
Лес ответил нам:
- Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –

«Весело; задумчиво; тихо; грозно; трусливо; смело…»

Интернет ресурс: https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-ighry-s-eliemienta.html



Тема: Прилет птиц

Чьи крылья?


У журавля – журавлиные
У гуся – гусиные
У утки – утиные
У грача – грачиные
У лебедя – лебединые



Кто это – животное или птица, если у него есть:
Ноги, туловище, крылья – птица
Голова, шея, копыта - …
Хвост, перья, ноги - …
Исправь ошибку
Чёрная стриж – чёрный стриж.
Белый лебеди – …
Серое журавль – …
Быстрый ласточка – …
Журавли кудахчут вдали – …

Какое слово не подходит?
Утка, утиный, уточка, минутка, утёнок.
Крыло, крылышко, Крым, крылья.
Журавль, журавлиный, журнал, журавушка

Что лишнее и почему?
Аист, крыло, журавль, стриж.
Скворец, скворечник, грач, стриж

Бывает так или нет? Почему?
Как на белом на снегу
Мёрзнут ласточки в пургу.

Сосчитай до пяти:
Одна ласточка,               две ласточки,                  пять ласточек
Один лебедь,                  два лебедя,                     пять лебедей
Один аист,                      два аиста,                       пять аистов
Одина утка,                     две утки,                         пять уток
Один журавль,                два журавля,                   пять журавлей

Тема: ВЕСНА

1. Игра «Расскажи что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.

2. Игра «Назови ласково»
Солнце-солнышко,                       лужа- лужица             
Дождь —                                             луг —                       
Цветок —                                            земля-                              
Облако —                                            роща-                               
Птица —                                              вода-                                 
Птенец —                                            дерево-
Жук —                                                  ветка-
Гнездо-                                                капля —
Трава —                                               росток —
Лист —                                                 ручей —

3. Игра «Один- много»
Гнездо – гнезда                перо —                       перо-             
Дерево-                             птенец —                   детеныш —
Ветка-                                лист-                         зверь —
Почка-                               песня-                       цветок —

4. Игра «Весной бывает – не бывает»
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

Интернет ресурс:  http://logopedrunet.ru/leksicheskaya-tema-vesna/


Тема: Профессии

ОДИН - МНОГО.
Учитель — учителя — учителей.
Врач — врачи — врачей.
Продавец — продавцы — продавцов.
Пекарь — пекари — пекарей.
Фотограф — фотографы — фотографов.
Портной — портные — портных.
Доярка — доярки — доярок.
Почтальон — почтальоны — почтальонов.


НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ (детям от 6 лет):
Он художник, а она — художница.
Он учитель, а она — ... .
Он писатель, а она — ... .
Он проводник, а она — ... .
Он певец, а она — ... .
Он переводчик, а она — ... .


КТО ЧТО ДЕЛАЕТ ?
Учитель — учит читать, писать, считать. 
Пожарный — тушит пожар. 
Строитель — строит и ремонтирует дома. 
Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит.
Фотограф — фотографирует.
Повар — ... .
Портной — ... .
Парикмахер — ... .
Библиотекарь — ... .
Врач — ... .
Писатель — ... .
Водитель — ... .
Тракторист — ... .
Доярка — ... .
Птичница — ... .


КОМУ ЧТО НАДО ДЛЯ РАБОТЫ ?
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди.
Врачу — лекарство, белый халат, градусник.
Художнику — ... .
Учителю — ... .
Портному — ... .
Маляру — ... .
Рыболову — ... .
Продавцу — ... .
Садовнику — ... .
Плотнику — ... .
Доярке — ... .
Трактористу — ... .


ПУТАНИЦА.
Маляр шьет одежду. 
Водитель управляет самолетом. 
Парикмахер вяжет кофту. 
Библиотекарь разносит почту. 
Фотограф сочиняет музыку. 
Тракторист шьет одежду.

Интернет-ресурс https://www.liveinternet.ru/users/valentinaw/post265620229


Тема: Бытовые электроприборы

1. Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»
торшер — торшеры — торшеров,

лампа — лампы — ламп,
компьютер — компьютеры — компьютеров,
холодильник — холодильники — холодильников,
утюг — утюги — утюгов,
машина — машины — машин,
плита — плиты — плит,
техника — техника — много техники,
провод — провода — проводов,
розетка — розетки — розеток,

печь — печи — печей. 
телевизор— телевизоры — телевизоров,
магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,
пылесос — пылесосы — пылесосов,
люстра — люстры — люстр,
телефон — телефоны — телефонов,
радио — радио — радио,





2. Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай»
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,
одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,
один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

3. Образование существительных в родительном падеже «Ска­жи со словом "нет"»
Телевизор — нет телевизора;
 магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогрева­теля, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микро­волновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, моро­зильника.
 
4. Согласование слов по типу управления «Закончи предложение»
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).


Тема: Животные жарких стран

Задание 1. Дидактическая игра «Подбери признак»:
жираф (какой) —. , зебра (какая) —. , слоны (какие) —. , тигр (какой) -, обезьяна (какая) -, носорог (какой) - ….

Задание 2. Подобрать синонимы: слон — большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный.).
Задание 3. Отгадать и выучить загадку или стихотворение по выбору.
Изрисована лошадка, будто школьная тетрадка. (Зебра)
Ежик вырос в десять раз, получился. (дикобраз).
Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Уж очень вид у них чудной: у папы — локоны волной,
А мама ходит стриженной, за что она обижена?
Недаром часто злится на всех мамаша. (львица).
Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф,
Не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф).
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Носорог бодает рогом — не шутите с. (носорогом).
Эй, не стойте слишком близко — я тигренок, а не киска.
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Лев, лев, лёвушка — желтая головушка.
Задание 4. Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята). , папа – тигр, ….; папа – слон, …., папа – верблюд, ….

Задание 5. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»:
 голова (чья) — львиная, тигриная, жирафья, хвост (чей) — львиный, … туловище (чье) — львиное, … уши (чьи)— львиные…

Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Лев, тигр, морж, зебра.
Верблюд, зебра, лев, жираф.
Носорог, бегемот, тигр, волк.
Зебра, носорог, крокодил, лось.
Лазать, бегать, прыгать, рисовать.
Зебра, жираф, крокодил, обезьяна.
Задание 7. «Один – много»:
Лев – львы, обезьяна -, жираф -, носорог -, бегемот -, крокодил -, кенгуру -, слон -, зебра -, тигр - … .
Задание 8. Назвать детёнышей:
У львицы – львята; у тигрицы -, у зебры -, у слонихи -, у жирафа -, у кенгуру - …,
у черепахи -, у верблюдицы - … .

Задание 9. Подобрать действия к словам:
Лев (что делает) – охотится, …;
Кенгуру (что делает) - …;
Обезьяна (что делает) - …;
Слон (что делает) - … .

Задание 10. «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые. (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие. (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые. (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые. (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие. (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые. (Верблюды.)
И еще огромные, сильные. (Слоны.)





Тема: Новый год (каникулы)

  1. Один – много: (именительный падеж множественного числа):
шар – шары
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

  1. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
шар – нет шара
праздник — …
 елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

  1. Посчитай:
один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;
одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .
одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

  1. Работа с картинкой (отвечать нужно полными предложениями).
 Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Какими игрушками елочка украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома? Из чего они сделаны? Раскрась шарики так, чтобы на елке было три красных шарика, пять синих и два желтых. Цвет для остальных шариков выбери самостоятельно. Посмотри, что стоит под елкой. Как ты думаешь, кто оставил там коробки? Что лежит в них?

Тема: Дикие животные холодных стран

Дидактическая игра «Один-много» 
Один тюлень (много тюленей)
Один морж (много моржей)
Один песец (много песцов)
Один медведь (много медведей)


 Дидактическая игра «Назови семью»
Тюлень – тюлениха – тюленята
Морж – моржиха – моржонок
Медведь – медведица – медвежонок
Волк – волчица – волчонок

Игра с мячом (взрослый бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает):
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда,
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

ласты моржа (чьи) – … моржовые ласты
шея белого медведя (чья) – …
хвосты тюленей (чьи) – …
голова песца (чья) – …
рога оленя (чьи) – …
глаза тюленя (чьи) – …
нос собаки (чей) –

Тема: Зимующие птицы

Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.


Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три...
На зимовку прилетели
С красной грудкой... (снегири).

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает... (сова).

Тук-тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
—Тук-тук-тук, — в ответ нам... (дятел).

Серый маленький комочек
Чик-чирик! — замёрз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждёт тебя наш... (воробей).

—Кар-кар-кар! — кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (Ворона).

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — ... (птицы).

Назови ласково
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Чёрное перо – чёрненькое пёрышко
Серая спина – серенькая спинка
Пёстрые крылья – пёстренькие крылышки
Белая шея – беленькая шейка
Красная грудь – красная грудка
Милые глаза – миленькие глазки
Острые когти – остренькие коготки
Длинный хвост – длинненький хвостик
Белый пух – беленький пушок
Круглая голова – кругленькая головка
Шустрые лапы – шустренький лапки
Мягкие перья – мягонькие пёрышки

Что могут птицы?
Активизация глаголов по теме

Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, ще6бетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.

Для чего?
Закрепление знаний о частях тела птицы

Для чего птичке клюв?
Для чего птичке крылья?
Для чего птичке лапки?
Для чего птичка пёрышки?
Для чего птичке хвост,
Для чего птичке коготки?
Для чего птичке глазки?

Сравнения

У человека – дети, а у птицы – птенцы
У человека – нос, а у птицы – клюв
У животных шерсть, а у птиц – перья

Какое слово лишнее?

Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня
Сова, совушка, совет, совята, совиный
Ворона, воронка, вороний, воронёнок
Кто как говорит?

Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Голубь – воркует
Сорока – стрекочет

Сова – ухает


Тема: Зима

1. Вспомните с ребенком последовательность смены времен года, уточните название зимних месяцев; уточните характерные признаки зимы. 

2. Уточните у ребенка значение слов «гололед», «снегопад», «поземка», «метель», «вьюга».

3. Игра: «Подбирай, называй, запоминай»
Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная... Снег (какой?) - ... Снежинки (какие?) - ... Лед (какой?) - ...
Погода (какая?) - ... День (какой?) - ... Мороз (какой?) - ...
Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают... Лед на солнце (что делает?) ... Мороз (что делает?) ...
Дети зимой (что делают?) ... Метель (что делает?) ... Вьюга (что делает?) ...

4.  Игра «Назови ласково»
 Снег - снежок. Лед - ... Зима - ... Мороз - ... Метель - ... Солнце - ...

5. «Скажи наоборот» 
Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...
Одни сосульки длинные, а другие - ...

6. Игра: «Подбери родственные слова».
Снег - снежок, снежинка, снеговик, снежный,
Зима - ...  Мороз - ...  Лед - ...

7. Игра: «Добавь слово в предложение»
Наступила зима. Наступила холодная зима.
Наступила холодная вьюжная зима.

8. Игра: «Четвертый лишний»
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф. 

9.Игра: «До - между – после»
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?
И т.д. 

10. Игра: «Расскажи о зиме».
Как ты заметил наступление зимы? Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы. Признаки зимы. Повадки зверей и птиц. Зимующие птицы.
Зимние забавы и развлечения.


Тема: Продукты питания

Для чего нужен предмет?
Употребление предлога для.

Для чего нужны следующие предметы:


холодильник,
мясорубка,
соковыжималка,
овощерезка,
хлеборезка,
хлебница,
сахарница,
солонка,
перечница,
супница,
чайник,
кофейник,
селёдочница,
салатница,
конфетница,
соусник.

Найди ошибку
Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания.

Я пеку чай и кипячу блины.
Я ем сок и пью суп.
Я жарю крем и взбиваю картошку.
Я варю котлеты и жарю суп.
Я пью торт и ем компот.

Один – много:

Колбаса – колбасы
Сыр – сыра
Крупа – крупы
Йогурт – йогурта
Пирожное – пирожных
Варенье  - варенья
Молоко – молока
Каша – каш
Суп – супа
Компот – компота
Кефир – кефира
Булка – булок
Салат – салата
Пирог - пирогов

Что может быть
Сладким – … торт, чай, варенье, мороженое, пирожное, мёд
Солёным – сыр, соль, огурец, котлета
Жирным – масло, сливки, молоко, сметана, мороженое
Горячим – чай, картошка, котлета, шашлык, кофе
Холодным – мороженое, кока-кола, чай, вода, молоко, кефир
Что лишнее и почему?

Колбаса, котлета, сыр (сыр, так как это молочный продукт, а колбаса и котлета – мясные)
Молоко, кефир, лимонад (лимонад, так как остальные продукты – молочные)
Хлеб, булка, масло (масло, та как хлеб и булка – это мучные изделия

Тема: Посуда

«Где живут продукты?»

Сахар живёт в … сахарнице. Соль живёт в … солонке. Сухари живут в … сухарнице. Масло живёт в … маслёнке. Чай живёт в … чайнике. Кофе живёт в … кофейнике.. Конфеты живут в … конфетнице. Салат живёт в … салатнице.

«Чего не бывает?»

Не бывает чайника без … (носика).
Не бывает терки без … (дырочек).
Не бывает кастрюли без … (крышки).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает кофейника без … (ручки).
Не бывает сита без … (дырочек).
Не бывает ножа без … (лезвия).

«Сказка о чайнике»

Жил-был чайник. У него семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Вопросы:
С  кем жил чайник?
Какой он был по размеру?
Какие части есть у чайника?
Из чего сделан чайник?
Почему его любили люди?

«Из чего?»
Усвоение категории родительного падежа с предлогом ИЗ:

Суп наливаю из … (кастрюли)
Мясо беру из … (сковородки)
Кофе пью из … (чашки)
Чай наливаю из … (чайника)
Рис кушаю из … (тарелки)
Кашу ем из … (миски)
Воду выливаю из … (ведра)

«Что общего и чем отличаются?»

Чашка и стакан
Кастрюля и супница
Кастрюля и сковорода


Тема: Мой город. Моя Республика

Игра «Один – много» (с перебрасыванием мяча):
          - одна аптека – много аптек
          - одна библиотека – много библиотек
          - один завод – много заводов и т.д.
На предприятиях нашего города производят разную продукцию из всевозможных природных и синтетических материалов.
          Игра «Что чем будет?»
- глина – кирпичами, посудой
- молоко – творогом, сметаной, сыром, маслом
- железо – орудиями труда, деталями, станками, частями бытовой техники, газовыми плитами
- мука – хлебом, кондитерскими изделиями
Игра «Кто ты?» (представить, что вы – это то, что написано и пофантазировать, о чем бы вы думали и мечтали)


- Я – чистая витрина…
- Я – грязная скамейка…
- Я – ровная дорога…
- Я – сломанная кнопка лифта…
- Я – разбитый фонарь…
- Я – новый детский сад…
- Я – чистый песочник…


Закончи предложение
Папа отправился за посылкой на...
Мама сделала красивую прическу в...
Нужно зайти за лекарством в...
Мы с мамой были у врача в...
Нужно сдать прочитанные книги в...
В выходные мы всей семьей пойдем смотреть спектакль в...
Мои родители любят посещать экскурсии в ...
Назови ласково


Дом – домик.
Город –...
Двор –...
Мост –...
Река –...
Сад –...
Парк – ...


Тема: Я - человек. Моя семья

Какое слово не подходит?
Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.
Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.
Палец, палка, пальчик, пальцевой.
Голова, головушка, голый, головастик.

Шуточный рассказ «Голова»

Жила-поживала голова. Вверху у неё темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны!

Найди ошибку

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу.

Подумай и ответь
Согласование существительных с числительными.

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)
Сколько ушей у четырёх мальчиков?
Сколько лап у двух курочек?
Сколько лап у двух кошек?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько ушей у двух собак?
Сколько пальцев на правой ноге?
Сколько носов у четырёх мальчиков?

Сказка «Великий и Гномик»
Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Жил-был Великан. У него был не нос, а  … (носище), не глаза, а … (глазищи), не губы, а … (губищи), не руки, а … (ручищи), не кулаки, а … (кулачищи), не локти, а … (локтищи), не ноги, а …ножищи), не ногти, а … (ногтищи).
У Великана был не дом, а … (домище). А рядом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а … (носик), не глаза, а … (глазки), не губы, а … (губки), не руки, а … (ручки), не кулаки, а … (кулачки), не локти, а … (локотки), не ноги, а …ножки), не ногти, а … (ноготки).
Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.

Один – много



Лоб – лбы
Рот – рты
Локоть – локти
Нос – носы
Глаз – глаза
Ухо – уши
Щека – щёки
Бровь – брови
Бок – бока
Ноздря – ноздри
Палец – пальцы
Коленка - коленки

Найди ошибку

Руками прыгают, а ногами трогают
Глазами нюхают, а носом смотрят
Ушами едят, а ртом слушают
Ногами хлопают, а руками топают
Ногтями берут, а руками царапают

Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет:
- умываться;
- чистить зубы;
- есть;
- пить;
- гулять;
- расчёсывать волосы.

Тема: Домашние птицы

  1. Игра «Кто как кричит?»
    Гусь — гогочет, 
    утка — крякает, 
    курица — кудахчет, 
    петух — кукарекает, 
    цыпленок — пищит, 
    индюк — балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка — курица, петух; 
    у индюшонка — индюшка, индюк; 
    у утенка — утка, селезень; 
    у гусенка — гусыня, гусак.
  3. Игра  «Назови, какой и какая птица?»
    Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра «Один — много»
    Гусь — гуси — много гусей,
    утка — утки — уток,
    петух — петухи — петухов,
    курица — куры — кур,
    селезень — селезни — селезней,
    гусенок — гусята — гусят,
    гусыня — гусыни — гусынь,
    утенок — утята — утят,
    индюк — индюки — индюков,
    индюшка — индюшки — индюшек,
    индюшонок — индюшата — индюшат.
  5. Игра  «Назови ласково»
    Петух — петушок — петушки,
    зерно — зернышко — зернышки,
    курица — курочка — курочки,
    цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
    утка — уточка — уточки,
    гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
    утенок — утеночек — утятки,
    индюшка — индюшечка — индюшечки,
    индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
    яйцо — яичко — яички,
    крыло — крылышко — крылышки.

Тема: Домашние животные

1.    Упражнение "Кто как голос подает»
Корова - мычит.
Кошка - мяукает.
И т. д.
2. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая. 
Собака - ...
Свинья - ...
Корова - ...
Овца - ...
Лошадь - ...
3. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Кошка - кошечка.
Лошадь - ...
Корова - ...
Коза - …
4. Упражнение "У кого - кто?" на падежное согласование существительных.
У кошки - котенок (котята).
У лошади - ...
У свиньи - ...
5. Упражнение "Кто чем питается?" на употребление творительного падежа существительного единственного числа.
Кошка - молоком
Собака - мясом и т.д.
6. Упражнение "Один-много" на употребление существительного множественного числа в
родительном падеже.
Одна кошка - много кошек.
Один котенок - много котят.
Одна корова - много коров.
Один теленок - много телят.
Один бык - много быков и т.д.
7. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.
Ответь на вопросы:
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?
8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.
1 кошка, 2 кошки, 3 ..., 4 ..., 5 ..
1 котенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...


Тема: Дикие животные

Кто лишний и почему?


Медведь, волк, корова, лось.
Белка, дупло, лиса, ёж.

У кого чей хвост? У кого чьи уши?
Чей хвост    у лисы? –     Лисий.         Чьи уши       у медведя? – Медвежьи.
                    у зайца?                                              у белки?
                    у волка?                                              у оленя?
                    у барсука?                                          у рыси?
                    у соболя?                                            у мыши?

Кто кем был?
Усвоение категорий творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных.
Медведь был… (медвежонком). Ёжик был…(ежонком). Лиса была …(лисёнком). Волк был… (волчонком). Лось был…(лосёнком). Барсук был …(барсучонком). Белка была…(бельчонком). Заяц был…(зайчонком). Кабан был… (поросёнком).

О чём думают животные?
Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.
Медведь в берлоге думает о… (мёде). Ёж в норе думает о… (яблочке). Белка в дупле думает о…(грибе). Лиса в норе думает о…(курочке). Волк в логове думает о…(козлёнке). Барсук в норке думает о…(мышке). Заяц под кустом думает о…(морковке). Лось под деревом думает о… (травке).

Кто кого кормит?
Усвоение категории родительного падежа.

Волк кормит…(волчонка и волчат). Лисица кормит…(лисёнка и лисят). Заяц кормит… (зайчонка и зайчат). Лось кормит…(лосенка и лосят). Медведь кормит…(медвежонка и медвежат). Белка кормит…(бельчонка и бельчат).

Составление рассказа-описания «Лиса»:

Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живёт в норе, у неё есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной.

Сосчитай до пяти
Один заяц,            два зайца,             пять зайцев.
Один волк,            два волка,             пять волков.
Один медведь,      два медведя,        пять медведей.
Одна лиса,            две лисы,              пять лис.
Одна белка,          две белки,             пять белок.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ

ЕЖИНАЯ СЕМЕЙКА
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды  Аня и Егорка увидели их в норе.
- Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем ещё маленькие.
- Я только поглажу ежат, - ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

Вопросы:
1.     Где жила семья ежей?
2.     Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
3.     Кто нашёл ежат?
4.     Что случилось на следующий день?



Тема: Деревья. Кустарники

Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, клен, рябину, дуб, сосну, ель. Рассказать,что одним словом это все называется деревья.

Рассказать, о строений дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (рябина, дуб, клен, сосна).

Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

Рассказать,что сосна и ель-хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.

Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева (дерево высокое, а куст низкий; у дерева один толстый ствол, а у куста много тонких.

Упражнение на развитие речи:

Упражнение "Назови ласково".
Береза-березка, березонька, березушка.
Дуб-дубок, дубочек и т. д.

Упражнение "Один-много" Одна березка-много берез. Один дуб-много дубов. И т. д.

Упражнение "С какого дерева лист, веточка?"
Лист березы-березовый. Лист рябины-рябиновый. Ветка дуба-дубовая. И т. д.

Упражнение "Четвертый лишний" (на развитие логического мышления).
Береза, клен, тополь, колокольчик.
Ель, дуб, осина, тополь.

Источники: https://www.maam.ru


Поговорим о фруктах:


Игра «Скажи ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
 (Яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т.д.)

 

Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
 (Яблоко – яблоки – много яблок; груша – груши – много груш и т.д.)


Игра «Веселый счет»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
 (Одно яблоко – два яблока – пять яблок и т.д.)



Игра «Из чего – какой?»
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Вот предмет, а из чего,
Люди сделали его.
 (Сок из яблок – яблочный сок и т.д.)
Варенье из яблок – яблочное варенье и т.д.)




Игра «Подбери слово»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Дети все на свете знают,
Что каким у нас бывает.
Яблоко какое? – красное, круглое, большое, сочное, сладкое. И т.д.









 Знакомить ребенка с темой "Овощи", не только интересно, увлекательно, 
но и вкусно?!


Игры на кухне с любимым ребенком. 
Поставьте перед ребенком корзинку или тарелку с овощами. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи». 
Дайте ребенку один овощ и предложите потрогать. Спросите:
- Что это? (морковь)
- Какая она? (длинная, красная, гладкая)
- Где она растет? (В огороде, на грядке)
Аналогично рассматриваются другие овощи (помидор, огурец, лук, свекла, кабачок).

Игры с завязанными глазами «Узнай по запаху»
Нарежьте маленькими ломтиками овощи и положите их в тарелочку. Понюхайте вместе с ребенком:
- Сейчас мы понюхаем ломтики огурца. Посмотри, как нюхаю их я. Делаю глубокий плавный вдох через нос. Плечи не поднимаю. Понюхай и ты.
Затем понюхайте другие овощи (лук, чеснок, укроп). Пусть ребенок запомнит их запах.
- А сейчас мы поиграем, сможешь ли ты по запаху с завязанными глазами узнать овощи.
Обязательно хвалите малыша за правильные ответы.
Далее можно предложить ребенку узнать овощи (морковь, огурец, помидор, капуста, перец) на вкус и тоже с завязанными глазами.



ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Кольцова представляет следующую последовательность в развитии языка ребенка (Кольцова 2006)




Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Вас приветствует

Моя фотография
Воткинск, Удмуртия, Russia
Здесь будет информация о себе.

Постоянные читатели

Мои гости

Счетчик посещений Counter.CO.KZ