Артикуляционная гимнастика

Уважаемые родители!

Смотрим и выполняем вместе с детишками базовые упражнения в ПРАВИЛЬНОМ исполнении:


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ УКОРОЧЕННУЮ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ (УЗДЕЧКУ)

🔷ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА.
В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

🔷ПОДРЕЗАТЬ ИЛИ НЕТ?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений.


🔷ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.
(по М.А. Поляковой):
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

🔷АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА.
(Е. М. Косинова, Е. Н. Краузе, О.А.Новиковская):

«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«ГАРМОШКА»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.

«ДОТЯНИСЬ ДО НОСА»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«ФУТБОЛ»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«КОТЕНОК»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«ГРИБОК» С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА
Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

🔷МАССАЖ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

🔷РАСТЯГИВАНИЕ УЗДЕЧКИ.
Прием Е.В. Новиковой

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны.

🔷ПРИЕМ ВОДОВОЗОВОЙ Н. Г.
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
– Во дворе горка, –
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
– Под горкой норка. –
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
– В этой норке
– Крот стережет норку.

🔷УПРАЖНЕНИЕ С РЕЗИНОВЫМ КОЛЕЧКОМ.
(Ф.Я. Хорошилкина)
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Источник: https://vk.com/bookmarks?tag=54217327&w=wall-165852117_30340%2F4b7dd50714a777f146


Уважаемые взрослые!

Артикуляционная гимнастика помогает развивать подвижность языка, губ, щёк, способствует естественному растягиванию подъязычной уздечки.

Напоминаю, что все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом для полного контроля над органами артикуляции и, конечно, предлагать упражнения нужно в игровой форме. Ниже приведены основные упражнения на развитие мышц губ, щёк и языка.








Комплекс артикуляционной гимнастики "Веселым вечером"


Интернет ресурс: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11615369917601923792&noreask=1&parent-reqid=1581267658625325-1053990981340279772700115-man1-3703&path=wizard&text=%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE

Мимическая и артикуляционная зарядка по теме "Дом. Здания"




Мимические упражнения:
Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику. Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба. Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»


 Из – за постоянной сырости, язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом. Для этого он сначала открывал одну дверь – губы, вторую дверь – зубы. Потом язычок красил потолок (маляр), стены (щеки). Выполнив эту работу, он все мыл (чистим верхние и нижние зубы). Прочищал трубу (чашечка) и подметал крыльцо (расческа - сперва нижнюю, затем верхнюю губу). После этого он выходил на балкон (лопаточка) и любовался своим двориком. Там рос высокий дуб (тянемся до носа языком), под деревом вырос гриб (грибок). А вдалеке на лужайке скакала лошадка (лошадка,рот открываем широко)



Упражнение "Грибок" (подготовка к постановке звука [р])





Театральная неделя

1.              «Немой диалог»  на развитие артикуляции
Взрослый: Представь себе, что твоя мама в магазине, а ты жде­шь ее на улице, у витрины. Она тебе что-то говорит, ты ее не слышишь, но пытаешься догадаться (потом взрослый и ребенок меняются местами)


2.              Игра: «У зеркала». Мимическая ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: , совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1)  Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а)  вежливый японец,
б)  собака своему хозяину,
в)  мать младенцу,
г)  младенец матери,

д)  кот на солнце.

Интернет ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/08/kartoteka-teatralizovannykh-igr-starshaya-gruppa

Артикуляционные упражнения по теме "Перелетные птицы"


Упражнения для щёк и губ
  • Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».
  • Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)
  • Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
  • Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).


Упражнения для языка
  • «Лопаточка» 
  • «Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от 1 до 5.
  • Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)
  • Дятел. Я по дереву стучу,                       ( Поднять язык за верхние зубы
                  Червячка достать хочу.                и постучать произнося:
                  Хоть и скрылся под корой,         «Тдд-тдд-тдд».)

                  Всё равно он будет мой.

Интернет ресурс: https://nsportal.ru/user/567251/page/kompleks-artikulyatsionnoy-palchikov-i-dyhatelnoy-gimnastik-k-leksicheskoy-teme



Переходим к сложным звукам - 
гимнастика для звука [Л]




Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?time_continue=101&v=F0D-L3HKDgg


Упражнения для языка по теме "Зима"

Сосулька. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»)

Санки-ледянки. Сделать язык чашечкой.

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка горкой.


Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.


Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Отрабатываем новое упражнение "Варенье"





Два ОЧЕНЬ важных упражнения (выполняем перед зеркалом!)
по теме "ПОСУДА"




Артикуляционная гимнастика по теме "Я - человек. Моя семья"


Упражнения для щек и губ

Малыш сосет соску.

Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем воз­вратить в нормальное положение.

 Упражнения для языка

Толстячки — худышки.
Попеременно надувать и втягивать щеки.

Надуваем шар или мыльный пузырь.
Вытягивать губы узкой воронкой.

Веселый  Буратино.
Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.

Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.

Пробуем вкусное варенье.
Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.

Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.

Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости
.




Артикуляционная гимнастика"Наши домашние животные"

Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.
1.Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
2. Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
3.Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
   4.Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
   5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
  6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).


Артикуляционная гимнастика по теме "Дикие животные"
1. Мимические упражнения.
1. «Злой волк (медведь)»: выражение лица злое, брови нахмурены.
2.«Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.
3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.
4. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица

2. Дыхательные упражнения.
«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.
Лисонька-лиса след зайца взяла.
Носиком повела, по следу пошла:
Прислушивается, принюхивается.
«Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.
Зайке холодно в лесочке:
Греет лапки под кусточком.

3. Артикуляционные упражнения.

«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.
«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.
«Заяц грызёт морковку (кочерыжку)»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.
«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

Интернет ресурс: https://intolimp.org/publication/artikuliatsionnaia-ghimnastika-po-lieksichieskim-tiemam-dlia-dietiei-s-onr.html


Артикуляционная гимнастика по теме "Деревья. Кустарники"
Для губ
«Дупло»- вытянуть губы кружочком
«Орешки»- улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи
«Спрячем жёлудь за щёку»-надувать попеременно то правую щёку, то левую
Для языка
Язычок в лесу.
«Лиственные и хвойные деревья»- язык широкий (листики), язык иголочкой(хвоинки).
«Язычок в чащобе»- показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
«Пролезает через бурелом»- язык «горочкой», зубки скатываются с горочки.
«Тропинки в лесу»-  язык влево, вправо на сильной улыбочке.
«Родник»- попил язычок водички, язык - чашечкой.
«Вкусный берёзовый сок»- кончиком языка облизывать верхнюю губу.
«Собирает грибочки»- язык присосать к нёбу.
«Ветер дует на листочке»- дуем в широкий язык

Упражнения дпя губ и щек по теме "Фрукты"


Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем слuву за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.


Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику по теме недели "Овощи"

В огород пойдём,
Урожай соберём.
За забор зайдём, (упр –ие «Заборчик»)
И лопаточки возьмём. (упр –ие «Лопаточка»)
Мы морковки натаскаем (упр –ие «Иголочка»)
И картошки накопаем. (упр – ие «Киска лакает молоко» (лакательные
движения языком) )
Срежем мы качан капусты, (надуть щёки)
Круглый, сочный, очень вкусный,
Лука мы нарвём немножко
И вернёмся по дорожке. (упр –ие «Лошадка»)





Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Вас приветствует

Моя фотография
Воткинск, Удмуртия, Russia
Здесь будет информация о себе.

Постоянные читатели

Мои гости

Счетчик посещений Counter.CO.KZ